Петр Аркадьевич Столыпин – одна из величайших фигур в политической истории России. Председатель совета министров Российской империи, а до этого – министр внутренних дел – он снискал как почет и уважение, так и жесточайшую критику со стороны своих коллег и общественных деятелей.
Красавец, дуэлянт, смельчак… Понятие честь для него – не слово, а состояние. Достоинство и порядочность – свойства личности, сделавшие Столыпина образцовым мужем и отцом. Впрочем, так ли все однозначно? Риск, которому он подвергал своих детей, в конце концов жестоко пострадавших в результате теракта – не слишком ли высокая цена бескомпромиссности и принципиальности?
Литературная основа – книга известного историка Святослава Рыбаса – содержит абсолютно достоверные факты и проверенные сведения. Однако спектакль «Столыпин. У премьер-министра мало друзей» – не публицистика, а яркое художественное высказывание, в котором огромную роль играет сценографическое решение Алисы Меликовой и исторические костюмы Елены Ярочкиной. Документальные кадры хроники и фото интегрированы в метафорическое, поэтическое пространство, дающее прочувствовать атмосферу эпохи модерна и эмоциональное состояние персонажей. Заглавную роль в спектакле играет известный артист театра и кино Эдуард Флеров, который задолго до участия в постановке заинтересовался личностью Столыпина и изучал его биографию. Проникновение артиста в образ своего героя по-настоящему глубоко и объемно.
Спектакль дает возможность не только прочувствовать образ и характер незаурядной исторической личности, но и ясно понять, в чем же была миссия Столыпина, почему сегодня его идеи остаются актуальными.
Святослав Рыбас, автор пьесы:
Имперская Россия находилась в двух исторических временах – в передовом капитализме и позднем средневековье, в котором пребывало подавляющее большинство сельского населения. Стратегия Столыпина - выработать политику индустриализации исключительно для России, а не просто перенимать зарубежные методы финансирования, создать альтернативу зарубежным финансовым центрам, укрепить, как он выражался, «низы». Однако его попытка вызвала мощное противодействие финансовых групп. Столыпин был убит. Империя утратила последнюю возможность избежать революционных потрясений.
Эдуард Бояков, режиссер:
Столыпин был по-настоящему русским человеком, чувствующим и понимающим свой народ. И именно этот мотив определял суть его реформ, которые так и не были реализованы. Аналогия с сегодняшнем днем слишком очевидна. Очень важно донести до зрителя исторические реалии, которые позволяют нам осмыслить сегодняшние события. Но не менее важно показать личность героя – его психологию, переживания, отношения в семье, его боль и понимание крестного пути.