Юноша Клеант влюблен в девушку Марианну, и она вроде бы отвечает ему взаимностью. Сестра Клеанта Элиза влюблена в юношу Валера, и он ради любви даже проник в ее дом, приняв нелегкую роль управляющего. Однако для достижения всеобщего счастья есть серьезное препятствие: Гарпагон, отец Клеанта и Элизы. Скупость Гарпагона не знает границ. Он прячет от детей деньги, заставляет дочь выйти замуж за старика, а сына обрекает на непосильные долги. У них в доме даже поесть толком нельзя – так жаден Гарпагон. Все его счастье сосредоточено в заветной шкатулочке, в которой он хранит свои денежки. И больше всего боится, что кто-то его обокрадет. Впрочем, Гарпагон не только одержим богатством, он еще хочет и пожить в свое удовольствие, а потому собрался жениться на юной красавице – той самой Марианне, в которую влюблен его сын. Разумеется, клубок интриг к финалу будет расплетен, скряга посрамлен, все, кому надо переженятся.
Мольер написал сатирическую комедию, где недвусмысленно высмеял своего героя, которого, кстати, сам сыграл на премьере. Но в спектакле Нового Театра не все так однозначно. Потому что заглавную роль в нем играет Леонид Якубович, написавший для своего героя несколько весьма глубокомысленных монологов. Его Гарпагон не только скряга, но философ и интеллектуал… Как это уживается в одном человеке?
Леонид Якубович:
Мы приняли решение литературно обработать материал: где-то сделать текст смешнее, что-то изменить. Но главное – пересмотреть философию этой истории. Я написал четыре монолога, кардинально меняющих представление о главном действующем лице, за которым стоит драма человека, пришедшего к такому финалу…
Валентин Клементьев:
Мы имеем дело с уникальным материалом. Леонид Якубович, исполнитель главной роли – соавтор текста. Для меня как для режиссера это и помощь, и вызов. Потому что работа с автором – дополнительное напряжение. Общий тонус работы крайне высок.
Эдуард Бояков:
Постановка комедии Мольера – наша попытка взаимодействия с классической эстетикой, классическим стилем. Мы предъявляем зрителям интерпретацию, не отменяющую первый смысловой план оригинала. Это спектакль про конфронтацию поколений. Но если у Мольера она непримирима, в прочтении Клементьева и Якубовича она не так категорична.
Гарпагон:
Недаром великий Мольер изрёк гениальные слова: «Для того, чтобы быть хорошим отцом, иногда приходиться быть плохим человеком!» И вот тут в голову мою приходит мысль: а что, если рана, которую нанесли мне мои дети, это моя вина? Ведь они моё продолжение! Они – это я! Разве не я в их возрасте точно также относился к своему отцу? Разве не я творил все эти глупости, на которые сегодня способны и он?! Что останется после меня? Только они, мои дети!