Контекст

Спектакль «Скупой» в Новом театре

Статьи
О событии

12 и 13 июня 2023 года Новый театр под руководством Эдуарда Боякова представит премьеру по пьесе Жана-Батиста Мольера «Скупой». Главную роль – Гарпагона – сыграет народный артист России Леонид Якубович. Спектакль покажут на сцене театра Et Cetera. Начало – в 19.00.

Это не самая любимая театральными режиссерами комедия Мольера, но Валентин Клементьев, поставивший спектакль, обожает трудные вызовы. К тому же Леонид Якубович сделал интересную литературную обработку пьесы, усложнив образ своего героя.

В спектакле выйдет на сцену целая плеяда талантов. В роли Фрозины – заслуженная артистка РФ Евдокия Германова, Жака сыграет заслуженный артист России Сергей Габриэлян, Марианну – артистка театра и кино, лауреат премии «Золотая Маска» Юлия Волкова.

Новый театр – это амбициозный проект. Его репертуар многожанровый, а создатели готовы к творческим экспериментам. По словам Эдуарда Боякова, комедия «Скупой» станет данью классическим театральным традициям.

Программа

Главный персонаж – скупец Гарпагон – чтобы не расставаться с накоплениями, готов поломать судьбу сына и дочери. Последнюю он хочет выдать замуж за богатого старика, лишь бы не давать за нее приданого, а сына лишает денег и тот влезает в долги. Но судьба милостиво спасает их от ужасных обстоятельств.

«Для меня было полной неожиданностью: первое, что меня пригласили, второе – выбор этой пьесы, — делится Леонид Якубович. — Мы приняли решение литературно обработать материал: где-то сделать текст смешнее, что-то изменить. Но главное – пересмотреть философию этой истории».

Пьеса получила новое прочтение. Образ Гарпагона здесь гораздо более многогранен, чем у классика. Он не просто скряга, который трясется над деньгами, а мыслитель и интеллектуал. Леонид Якубович написал несколько монологов, которые заставляют по другому взглянуть на проблематику пьесы. Есть над чем подумать: что хуже – жадность старика, который чахнет над шкатулкой с деньгами или расчетливость его детей, которые сами не прочь завладеть отцовскими богатствами.

Мир Гарпагона, каким его выстраивает сценограф Александр Цветной – стилизованная библиотека, настоящая обитель мыслителя, забитая фолиантами и прочими атрибутами кабинета европейского ученого. Здесь обитает человек, способный цитировать Теофраста, Менандра и даже Будду. Костюмы Виктории Севрюковой не преследуют строгой историчности. И все-таки Франция XVII-го века читается ясно: классичность и европейскость присущи всем образам комедии.

– Почему мы сегодня обращаемся к материалу, которому почти 400 лет? В тексте великого драматурга мы находим сигналы, которые зритель воспринимает и проецирует на себя, – сказал Валентин Клементьев. – Великие тексты не стареют. Наша задача — перевести это в нашу реальность, чтобы зритель задумался о своих проблемах.