Контекст

Сказка-быль о крепостных артистах. Новый театр открылся «Лубянским гримёром»

Статьи
Спектаклем «Лубянский гримёр» в Москве открылся Новый театр под руководством Эдуарда Боякова. Иммерсивное чудо каждый день проводит зрителей по прекрасным интерьерам, даря незабываемые впечатления и эмоции.

Человеку нужна надежда. Всегда. Чтобы сказка становилась былью и сердце открывалось навстречу Богу. Такую сказку-быль к открытию Нового театра подарил зрителям Эдуард Бояков, а вместе с ним Валентин Клементьев и Рената Сотириади, поместив её в стены усадьбы Салтыковых-Чертковых, что на Мясницкой.

«У этого здания, — говорит худрук, — удивительная энергетика и удивительная история, с ним очень многое связано и очень многие интересные сюжеты здесь развивались, а потому и ставить здесь интересно, хотя работать и сложно, и необычно».

В этой старейшей усадьбе Москвы кто только не бывал: Пушкин, Гоголь, Жуковский, даже Наполеон провёл здесь две ночи – длинный список можно продолжать до самого Станиславского. В своё время здесь также была открыта первая в России бесплатная частная библиотека, среди читателей которой были и Лев Толстой, и Константин Циолковский.

По словам Боякова, ему с его соавтором драматургом Алексеем Зензиновым хотелось придумать историю, которая идёт именно от дома. Оттолкнувшись от героев «Тупейного художника» Николая Лескова, они сочинили свой рассказ о крепостном театре эпохи XVIII-XIX вв.

«Тогда их в России, — продолжает режиссёр, — было большое количество. Конечно, это было противоречивое явление – с одной стороны, некие аристократические графские утехи, желание повеселиться, но и зарождение нашего русского национального театра, который родился из этих самых крепостных. Стоит вспомнить хотя бы биографию Михаила Семёновича Щепкина».

Создателей «Лубянского гримёра» заинтересовало именно это несочетаемое, удивительное противоречие: грязь, насилие, интриги, что стояли за театром, и одновременно чистота и вера крепостных людей в идеалы.

«Думаю, — считает худрук Нового театра, — что подобные сюжеты развивались в этих невероятных пространствах и интерьерах особняка Салтыковых-Чертковых».

В старинных залах особняка одновременно разворачиваются два захватывающих сюжета: один – легенда о любви, верности, страданиях и подвиге художника и его возлюбленной — крепостной актрисы, другой – история рождения русского театра от лица тех, кто его создавал.

И замечательно, что в этой истории не существует четвёртой стены, сюжет закручивается так лихо, что даже тот, кто в первые минуты ворчал по поводу передвижений, с открытым ртом ушёл в былые века, не спеша оттуда возвращаться. «Машина времени» в волшебных интерьерах с их готической лепниной, зеркалами, дубовыми панелями и замысловатыми каминами сработала безупречно.

Вместе с молодыми актёрами в постановке заняты корифеи, которые готовы делиться опытом и поддерживать юную актёрскую братию. «Молодёжь, с которой мы здесь вместе работаем, — считает заслуженная артистка России Евдокия Германова, — нуждается в творческом подспорье и по части вкуса, и по части профессии, партнёрства. С удовольствием делюсь секретами, которые нам раскрывал в своё время Олег Павлович Табаков, ведь они стремятся стать лучше, познать больше, пригодиться в этой жизни по большому счёту, а это великая вещь, большая движущая сила».

Именитая актриса признаётся, что ей по сердцу, как светлая сценическая история, так и простодушие, неистовость и чистота её юных партнёров. «Таких чувств, — признаётся она, — сейчас мало, все достаточно циничны, защищаясь — нападают, защищаясь — убегают, и мысли у людей короткие, и слова такие же, общаются смс-ками, а здесь всё-таки умение держать перспективу речи. А это словесное, аудиальное, визуальное влияние на людей почти на молекулярном уровне воздействует. Привыкли все к лозунгам и нравоучениям, а здесь глаза видят и получают чистую эмоцию, уши слушают прекрасные речи и получают эмоции, которых не было до посещения этого спектакля. В театре зрителю важны чувства, вот такие, живые».

Порой от переизбытка чувств ведь могут случиться и метаморфозы, как произошло, например, с графом-самодуром – героем «Лубянского гримёра». По словам исполнителя роли Эдуарда Флёрова, хоть персонаж этот ему совсем не близок по духу, но он смог найти должный подход к этому образу. «По своей сути, по своему посылу, — рассказывает актёр, — он явно отрицательный, но всё же в конце у него есть некое перерождение. Театр ведь всё-таки больше про добро, как и наша жизнь. И я уверен, мы ответственны перед обществом за то, что делаем, важно что именно мы несём, что преподносим зрителю, куда зовём».

В общем, прекрасный замес получился в Новом театре – и первый «блин» вовсе не комом, потому что историю про любовь к театру зрителям рассказывают необычайно влюблённые в него люди.

Автор: НАТАЛЬЯ КОСЯКОВА