Контекст

Старая усадьба для Нового театра

Статьи

Фантастическое пространство усадьбы Салтыковых-Чертковых на Мясницкой улице стало резиденцией Нового театра, открывшегося 12 сентября 2022 года. Вся биография этого уникального дома, его культурный бэкграунд, мифы, переплетённые с документальностью, факты, трансформированные в художественные образы, – всё это стало прологом к старту новой жизни и нового витка истории.

 

Как-то сама собой возникла фраза: однажды Пушкин пришёл в библиотеку Черткова…

Нет, это не цитата из Хармса – это начальная фраза повествования о великом русском поэте, который нередко посещал знаменитый на всю Москву дом на Мясницкой улице, принадлежавший Александру Дмитриевичу Черткову. Представитель древнего дворянского рода, герой войны 1812 года, человек блестяще образованный, Чертков был серьёзным учёным. Знакомство с профессором Варшавского и Пизанского университетов Себастьяно Чампи стало для него импульсом для профессиональных занятий историей и археологией. Особое место в его исследованиях занимали этрусские и славянские древности.


В 1827 году Черткову вновь довелось воевать – он участвовал в Дунайской кампании в звании полковника гусарского Изюмского полка. Вернувшись с войны, женился и купил дом: усадьбу на Мясницкой. Отныне занятия историей поглотили его полностью. Вот лишь небольшая библиография его статей: «О переводе Манассииной летописи на славянский язык, с очерком истории болгар, доведённой до XII века», «О числе русского войска, завоевавшего Болгарию и сражавшегося с греками во Фракии и Македонии», «Фракийские племена, жившие в Малой Азии», «Пеласго-фракийские племена, населявшие Италию», «О языке пеласгов, населявших Италию, и сравнение его с древне-словенским»... Его «Описание древних русских монет» – один из первых серьёзных научных трудов об истории отечественных денег. В 1836 году Александр Дмитриевич был избран вице-президентом Императорского общества истории и древностей российских. Были у него и другие почётные должности.


Главное, что обеспечило Черткову бессмертное имя в русской культуре, – его знаменитая библиотека. Более 20 тысяч томов были систематизированы и каталогизированы, что позволяло вести полноценную научную работу. Многие издания выписывались из-за границы – Чертков собирал всё, что так или иначе касалось России. Таким образом сложилось уникальное собрание книг, которое Чертков сделал доступным для читателей. Для библиотеки был построен специальный флигель. А в основном доме происходило то, что наполняло быт любой дворянской московской усадьбы – устраивались светские вечера, балы, концерты, рауты.


И вот однажды произошло то, с чего началась эта статья: порог усадьбы на Мясницкой переступил Александр Сергеевич Пушкин…

 

То ли дело быть на месте.

По Мясницкой разъезжать,

О деревне, о невесте

На досуге помышлять!

 

Пушкин любил Мясницкую улицу с детства. Его семья часто меняла квартиры, но Большой Харитоньевский переулок (в пешей доступности от Мясницкой) долго был основным районом пребывания Пушкиных.


Оживлённая Мясницкая, по которой можно было с ветерком прокатиться на санях или в дорожной карете, Пушкину нравилась. И даже став петербургским жителем, поэт часто бывал в Москве – у друзей, в доме Веневитиновых, где читал своего «Бориса Годунова». Гостил Пушкин у Пашковых на Чистых прудах, заглядывал на Почтамт, бывал у директора Московского архива Коллегии иностранных дел Малиновского. Все эти адреса разместились в районе Мясницкой и Лубянки. Главным и любимым местом, где поэт не только общался с друзьями, но и работал, была библиотека Черткова.

Именно здесь Александр Сергеевич работал над документами, связанными с историей Пугачёвского бунта. В библиотеке были собраны уникальные архивные материалы. Не случайно спустя четверть века, когда библиотека приобрела статус публичной и была передана городу, здесь же возникла редакция журнала «Русский архив» во главе с П. Бартеневым. А в советское время фонды чертковской книжной коллекции стали основой для создания Российской государственной исторической библиотеки.

Но вернёмся к Пушкину.


Не только изучение архивов, но и погружение в обычную светскую жизнь бывает плодотворно для писателя. Есть легенда, что именно у Черткова на одном из балов Пушкин «подсмотрел» своего Евгения Онегина – молодого человека байронического типа, скучающего на фоне всеобщего веселья. Подтверждения этому нет, а вот «История Пугачёвского бунта» – точно рождалась здесь, среди бесценных фолиантов и документов. Здесь же поэт мог получить материалы для изучения Смутного времени в период работы над «Борисом Годуновым».


Не только Пушкин, но и Н.В. Гоголь, В.А. Жуковский, М.Н. Загоскин, М.С. Щепкин бывали в библиотеке. Архивы Черткова послужили источником для работы Льва Николаевича Толстого над эпопеей «Война и мир». Интересно, что усадьбу на Мясницкой связывают с именем Наполеона – якобы император провёл здесь две ночи после взятия Москвы, так как эта часть города не пострадала от пожара. Как бы там ни было, Толстому было чем вдохновляться, изучая материалы, касающиеся войны с французами.


Подытожить этот материал хочется цитатой из книги Юрия Нагибина, который попытался реконструировать в своём воображении те далёкие времена, когда живой Пушкин в последний раз посетил дом Черткова – это было в 1836 году.


«Вот ехал Пушкин – в карете, если кто одолжил, а скорей всего, на извозчике, неспешном московском ваньке, – и на коленях у него, в портфеле, лежала свежая рукопись «Бориса», почти никому ещё не известная. В том числе его новому венчанному цензору. А Пушкин, единственный раз в жизни переживший удивлённый восторг перед содеянным им (прыгал по комнате и кричал: «Ай да Пушкин! Ай да сукин сын!»), уже успокоился и вовсе не думал о предстоящем чтении, о том, как примут его трагедию. Он смотрел по сторонам, радовался новой встрече с Мясницкой после стольких лет разлуки, улыбался своим мыслям: всё-таки он был свободен – наконец-то свободен! – осталось позади изгнание, и хотелось верить, что жизнь наладится, будет счастье, а с деревьев облетали последние жёлтые листья, и Пушкин радовался им: это его любимая пора, когда мысль и чувство без всякого усилия находят выражение в единственных словах».


Такова лишь одна из страниц байопика усадьбы, которая стала домом Нового театра. Предстоит открыть ещё множество – не менее увлекательных.


  Автор: ЕКАТЕРИНА КРЕТОВА