Контекст

Позаботьтесь об обуви

Статьи
В отличие от коллег, худрук Нового театра Эдуард Бояков не считает, что театр должен быть комфортабельным. В этом он последователь Константина Станиславского, который намеренно усаживал зрителей в неудобные кресла — так они не отвлекались от спектакля.

Впрочем, до кресел вы все-таки доберетесь, но ближе к финалу двухчасового действа. Позаботьтесь об удобной обуви — придется много ходить, в том числе и по крутым лестницам: в честь открытия Новый театр представил иммерсивный спектакль. Тот, что в просторечье называется бродилкой.

Сценой для премьеры, над которой работали драматург Алексей Зензинов, режиссеры Эдуард Бояков, Валентин Клементьев и Рената Сотириади, стала московская усадьба Салтыковых-Чертковых на Мясницкой улице. Памятник русского классицизма посещали лучшие люди России, теперь и нам предоставилась возможность пройтись там, где бывали Пушкин, Гоголь, Толстой.

Спектакль «Лубянский гример» посвящен театру. Будьте готовы приобщиться к разнообразному закулисью — от репетиционного зала, где стервозная мамзель наставляет крепостных актрис словом и плетью, до скотного двора с натуральной живностью, куда барин ссылает героиню Любовь Онисимовну (Аделину по-театральному). На десерт припасено представление «Сакунталы», данное для государя императора, который среди гостей не появляется.

Надо ли заранее ознакомиться с рассказом Николая Лескова «Тупейный художник», легшим в основу представления? Желательно, но необязательно. В точности авторы ему не следуют, а финал истории, где раскаявшийся барин вручает Любови Онисимовне дарственную на театр со всем персоналом, и вовсе вымысел. Однако благодаря ему появляется театр в театре, и не один. Потомки бывшей крепостной спустя много лет беседуют о смысле театрального искусства, суть разговора в следующем диалоге:

— Театр, который ты затеваешь, — каким он будет?

— Я знаю, каким он не будет. Он не будет скучным, самовлюбленным и безбожным.

Почти теми же словами худрук Эдуард Бояков формулировал смысл своего Нового театра, так что спектакль еще и манифест. Что приятно, преподнесенный хорошими актерами. Народные артисты Валентин Клементьев и Евдокия Германова стоят того, чтобы бродить за ними из зала в зал. А в одной из анфилад застаешь непринужденно беседующего у рояля Леонида Якубовича. Прославленный ведущий «Поля чудес» вместе с Клементьевым будет представлять новатора-основоположника. Спектакли по бродвейской традиции планируются ежедневно.

Автор: МАРИНА ИВАНОВА