Контекст

Второй сезон Нового театра откроется премьерой спектакля «У премьер-министра мало друзей. 1911»

Новости
14 сентября 2023 года Новый Театр (Мясницкая ул., дом 7, стр.2) представляет премьеру спектакля «У премьер-министра мало друзей. 1911». Пьесу Святослава Рыбаса поставил режиссер Эдуард Бояков. В роли Петра Столыпина – Эдуард Флеров.

Спектакль станет первой премьерой второго сезона Нового Театра и четвертой премьерой с момента создания театра в сентябре 2022 года.

На конец сентября запланирован «Детский альбом», музыкальный спектакль для юных зрителей (копродукция Нового Театра и Московского Оперного Дома).

5 и 6 октября на сцене Театра Армии состоится большая премьера спектакля «Лавр» по роману Евгения Водолазкина в постановке Эдуарда Боякова.

7 ноября – «красный день календаря» - ознаменуется премьерой музыкального ревю «Красный Моцарт», посвященного личности и творчеству Исаака Дунаевского с певицей Еленой Терентьевой в одной из главных ролей (драматург Дмитрий Минченок, режиссер — Рента Сотириади).

В конце года состоится выпуск еще одного спектакля для детей – «Морозко» в постановке Гарольда Стрелкова.

В ближайших планах — цикл поэтических спектаклей, открывшийся авторским концертом Анны Долгаревой, музыкальные, образовательные просветительские программы, а также работа над спектаклями по произведениям Федора Достоевского и Захара Прилепина.

Таким образом, к концу сезона 2023-2024 гг. Новый Театр обретет статус репертуарного театра, в афише которого – не менее десяти спектаклей разных жанров, объединенных единой концепцией — художественное постижение истории и современности, работа с русским культурным кодом, использование актуального театрального языка.

Эдуард Бояков, худрук Нового Театра, режиссер спектакля:

Появление новых названий в репертуаре Нового Театра каждый раз не случайно. Начав с русской классики, с Николая Лескова, по мотивам прозы которого был поставлен «Лубянский гример» (мы сыграли его 140 раз за прошлый сезон и будем играть в новом сезоне), работая с современной литературой (в октябре сыграем премьеру «Лавра» по роману Евгения Водолазкина, с европейской классикой (в июне состоялась премьера комедии Мольера «Скупой»), мы также выпустили необычный по форме спектакль о семье царственных страстотерпцев — «Государев венец». Все это — грани нашего целостного высказывания, наш ответ на вопрос: «Каким должен быть современный русский репертуарный театр?»

Спектакль «У премьер-министра мало друзей. 1911» — продолжение не только исторической линии, но и других векторов художественной программы Нового Театра. Осмысливая краеугольные точки отечественной истории, мы ищем Героя – личность, в которой аккумулируются лучшие черты людей прошлого и настоящего. Эту тему мы поднимаем и в «Лубянском гримере» в образе художника Аркадия, и, конечно, в «Лавре», где главный герой проходит путь от совершающего роковые ошибки юноши к русскому святому. Образ героя мы видим и в личности Петра Аркадьевича Столыпина.

В центре постановки – Петр Столыпин, представитель древнего аристократического рода, среди предков которого были поэт Михаил Лермонтов и полководец Александр Суворов. Ему суждено было стать последним великим управленцем Российской империи на посту председателя совета министров. О жизни этого неординарного человека, отца шестерых детей, фигуры сложной и неоднозначной, написана книга крупного историка Святослава Рыбаса, вышедшая в серии «Жизнь замечательных людей» и его же пьеса «У премьер-министра мало друзей», которая легла в основу одноименного спектакля.

Название спектакля отражает печальный факт: у Столыпина было не просто мало друзей — у него было много врагов. Его критиковали «слева» и «справа», консерваторы и либералы, демократы и реакционеры. Он и на самом деле был фигурой противоречивой – так, к примеру, однажды, внеся в повестку Совета министров вопрос об отмене черты оседлости, сам проголосовал против. Он метался между семейным очагом и кабинетом министра, между желанием быть счастливым мужем и необходимостью быть общественным деятелем, его совесть входила в противоречие с долгом, ему, родовитому дворянину отказывал в поддержке русский император Николай II, считая его реформы слишком радикальными, а застрелил его – анархист-еврей Богров, бывший агент охранки, увидев в нем вдохновителя политической реакции.

Эдуард Бояков:

Столыпин был по-настоящему русским человеком, чувствующим и понимающим свой народ. И именно этот мотив определял суть его реформ, которые так и не были реализованы. Аналогия с сегодняшнем днем слишком очевидна: политикообразующие элиты России накануне Первой мировой войны буквально раздирали страну. Здесь были и западные банкиры, и ориентированные на Запад предприниматели, и старообрядцы, имевшие, как оказалось, значительный ресурс во влиянии на народные массы. То, как уже после убийства Столыпина русская аристократия предала Николая Второго, весьма показательно. Очень важно донести до зрителя исторические реалии, которые позволяют нам осмыслить сегодняшние события. Но не менее важно показать личность героя – его психологию, переживания, отношения в семье, его боль и понимание крестного пути, ведь на Столыпина было совершено 11 покушений, и его дочь пострадала в одном из них.

Спектакль, построенный на документальном материале, тем не менее не является публицистикой. Это художественное высказывание, в котором огромную роль играет сценографическое решение Алисы Меликовой и исторические костюмы, выполненные Еленой Ярочкиной. Меликова интегрировала документальные кадры хроники и фото в метафорическое, поэтическое пространство, дающее прочувствовать атмосферу эпохи и эмоциональное состояние персонажей. Работая в жанре документально-художественного театра, авторы спектакля стремятся следовать лучшим традициям документального кинематографа от Дзиги Вертова и Михаила Ромма до Герца Франка и Вима Вендерса.

Главную роль в спектакле играет известный артист театра и кино Эдуард Флеров, который задолго до участия в этой постановке, заинтересовался личностью Столыпина и изучал его биографию.

Эдуард Флеров:

Мне всегда импонировала личность Петра Аркадьевича, его отношение к жизни, к жене, к семье, его православная сущность. Поэтому мне был очень близок этот человек. Он никогда не преследовал никакой личной выгоды. Был настоящим бессребреником, пассионарием, абсолютно преданным своему делу, служению, государю, стране. Я, к сожалению, не такой волевой человек, не так силен духом, как Петр Аркадьевич, но по возможности старался передать эти его качества. Сегодня абсолютно своевременно поставить вопрос о политической реабилитации Петра Столыпина. В наши дни не просто стоит вернуться к его реформаторским предложениям, а следует их тщательно и глубоко изучать. В его наследии много идей, которые он продвигал, пытался внедрить. Они заслуживают того, чтобы их воплотить в жизнь. Было бы здорово, если бы наш спектакль прозвучал еще одним голосом, привлекающим внимание к этой выдающейся исторической фигуре, чьи идеи нисколько не утратили своей актуальности.

Премьера состоится 14 сентября. Дата выбрана не случайно: именно 14-го (1-го по старому стилю) сентября 1911 года в Киевском оперном театре в антракте спектакля «Сказка о царе Салтане» террорист Богров застрелил Петра Аркадьевича Столыпина на глазах у императора.

В спектакле заняты:

ЭДУАРД ФЛЕРОВ

Столыпин Петр Аркадьевич, председатель Совета министров Российской империи и министр внутренних дел. 45 лет.

ДАРЬЯ КОЛАРЖ

Ольга Борисовна, его жена, урожденная Нейдгард, праправнучка генералиссимуса Суворова. 48 лет.

ДАША ДУЖЕНКОВА

Мария Столыпина, их дочь. 22 года.

МАКСИМ ЛИННИКОВ

Николай Второй, император. 39 лет.

АННА БОЛЬШОВА

Александра Федоровна, императрица. 35 лет.

ВАЛЕНТИН КЛЕМЕНТЬЕВ

Коковцов Владимир Николаевич, министр финансов. 54 года.

МИХАИЛ КАБАНОВ

Дурново Петр Николаевич, бывший министр внутренних дел, член Государственного совета. 62 года.

ЭДУАРД ЙООНАС

Маевский Михаил, поручик, член партии эсеров-максималистов. 25 лет.

АРТЕМ ОРЛОВ

Гоц, член партии эсеров-максималистов. 30 лет.

ЕГОР СКВОРЦОВ-КАШТАНОВ

Богров Дмитрий Григорьевич, террорист.

Режиссеры: Эдуард Бояков, Валентин Клементьев.
Художник — Алиса Меликова.
Художник по костюмам — Елена Ярочкина.
Музыкальный продюсер —- Василий Поспелов.

Продолжительность спектакля: 1 час 15 минут без антракта.
Возрастной ценз 12 +
Начало: 19:00.
Место: Мясницкая ул., д. 7, стр. 2, главная резиденция Нового Театра — Усадьба Салтыковых-Чертковых.
Попечительский совет Нового Театра:
И.Г. Кудряшкин, коммерческий директор УГМК
В.Г. Лобов, президент корпорации «Синергия»
К.А. Бабкин, председатель Московского экономического форума
Е.А. Сиркен, директор фонда Института Культурной Политики

Партнеры:
Сенежская, Каравай СВ.
Евразийская Палата Национальных культурных ценностей.

Информационные партнеры:
Афиша КП, СМИ2, Литературная газета, Радио Маяк.