Контекст

Взгляд в искусство: эксперты рассуждают, зачем водить детей в театр.

Статьи
Театр — это не просто увлекательное зрелище, но мощный инструмент, способствующий развитию творческих способностей детей и подростков. Ничто так не вдохновляет на самовыражение, как погружение в мир искусства, где каждый спектакль становится уникальным опытом. Психолог, маркетолог-многодетная мама и театровед, рассуждают, как театральные постановки могут воздействовать на молодых людей, развивая их креативность и помогая им лучше понимать себя и окружающий мир.

Марина Словицкая, педагог, кандидат психологических наук:

Идеально, когда ребенок помимо общего образования получает дополнительное, связанное с музыкой, рисованием, танцами. Но если нет такой возможности, или, допустим ребенок категорически сопротивляется - такие случаи бывают, ничего не поделать, - родителям необходимо компенсировать недостаточность художественного воспитания пассивными формами. Посещение концертов, спектаклей должно быть регулярным. Это нужно для развития личности, для поддержания интеллектуального тонуса точно так же, как для нормальной физической формы необходима регулярная физическая нагрузка. Второй тезис всем понятен. А вот первый почему-то ускользает от воспитателей, которые легкомысленно считают посещение театров или концертов чем-то развлекательно необязательным.

Татьяна Аристова, маркетолог, мама троих детей 5, 8 и 13 лет.

В детстве я хотела стать артисткой. Как многие девочки, вероятно. Но я готовилась всерьез: занималась в театральной студии, училась пению, в кино даже снималась. Естественно, очень много ходила в театры: увлекалась мюзиклами, не пропускали с друзьями по студии ни одной премьеры. Когда пришло время поступления, решила, что театр - хобби, а профессию в наши дни нужно выбрать другую, более прагматичную. Я ее выбрала, о чем совершенно не жалею. И понимаю, как много мне дала театральная база! Умение общаться с самыми разными контрагентами, партнерами, свободное участие в конференциях, способность распределить собственную концентрацию, что необходимо в бизнесе, умение излагать свои мысли, оригинально упаковывать торговые предложения - все это не из университетского курса, в котором, честно говоря, мало было полезной информации, а именно из театра!

И сегодня я вожу в театр своих детей регулярно. А после просмотра обязательное обсуждение. Девочки делают это охотно, даже самая маленькая. С сыном сложнее. Он занимается спортом, раскрутить его на устную рецензию непросто, но я не отступаю, помогаю ему наводящими вопросами. Наш недавний поход - спектакль «Детский альбом Чайковского» в Новом Театре. Это великолепный образец детского формата. Во-первых, спектакль иммерсивный. То есть ребенок не сидит полтора часа в кресле - не каждый выдержит. Дети ходят по залам, любуются красотой старинной усадьбы, слышат музыку в живом исполнении! Это очень важно - музыка Чайковского звучит вживую, музыканты тоже перемещаются по залам. Дети приобщаются к классике в легкой, интересной, доступной форме. Во-вторых, уровень самого спектакля. Артисты, вокал, костюмы - все по-серьезному. Как говорил кто-то из великих - для детей, как для взрослых, только еще лучше. Вот это как раз тот самый случай.

Екатерина Кретова, завлит Нового Театра:

Театр у нас молодой, сейчас идет третий сезон. Когда мы открывались, художественный руководитель Эдуард Бояков сразу объявил: обязательно надо создавать детский репертуар. Вернее, не детский, а семейный. Это принципиальная концепция нашего театра. Наша цель не в том, чтобы родители могли бросить детей на пару часов, чтобы самим заняться собой, а в том, чтобы к нам приходили в театр всей семьей. «Детский альбом Чайковского» и «Морозко» - именно такие спектакли. Камерность, уютность, эстетичность усадьбы, в которой мы находимся, обеспечивает удивительно теплую атмосферу. На «Детском альбоме Чайковского» у нас всего 70 зрителей, на «Морозко» 130. Спектакли иммерсивные - дети и родители расходятся по разным залам и лишь в финале вся публика собирается в театральном зале. Волшебная творческая энергия образуется в этих условиях. Эффект погружения в историю, в сюжет, в игру, в магию театра - это то, что отличает наш театр, делает его на самом деле уникальным.

После каждого посещения театра маленький человечек становится немножко другим. Он растет, причем не только внешне, но внутренне. Он задает себе и родителям новые вопросы, не бытовые, не простые, а связанные с его духовной жизнью. Только в театре ребенок ощущает живую энергию, идущую от артистов. Маленький зритель, для которого игра - это любимое и естественное времяпровождение - оказывается вовлечённым в игру принципиально нового, художественного уровня. Он получает те самые «лишние» знания, которые превращают homo sapiense в homo intellectus.

Источник: Family Times | Фото: архив пресс-службы Family Times