Контекст

Все в усадьбу! Новый театр и Новая школа поселились в одном доме

2023-02-12 23:40 Статьи
В особняке Салтыковых-Чертковых на Мясницкой приятный гам и суета – сюда, под бочок к Новому театру переехала его Школа. Уникальный особняк стал резиденцией уникальной образовательной институции.

Накануне второго семестра со студентами колледжа, специалитета и магистратуры в театральном зале исторической усадьбы XVIII века встретился декан Школы Нового театра Эдуард Бояков. Отныне это их дом — четыре уровня обучения: колледж, вуз, магистратура и дополнительное образование под одной крышей.

Своего декана ребята слушали с большим вниманием. Было очевидно, что весьма нетривиальная речь, произнесённая режиссёром, продюсером, худруком Нового театра, «зацепила» души будущих актеров:

«Цель нашей Школы, — сказал Бояков, — подготовка нового поколения театральных деятелей и культурных практиков: актёров, режиссёров, продюсеров. Главный принцип — сочетание фундаментальных знаний мировой культуры, новейших театральных и медийных технологий с верностью российским духовным традициям и гуманистическим ценностям».

Декан Школы Нового театра акцентировал внимание аудитории на состоянии современной культуры в целом и театра в частности, которое он назвал кризисным. Главные черты кризиса, по мнению декана – процесс дегуманизации искусства. Это не просто громкие слова: очевидно, что современное искусство подрывает нравственные основы общества, растворяет моральную вертикаль, связи зрителя с богатством мирового культурного наследия.

Эдуард привёл пример, известный многим из собравшейся молодежной аудитории: российский хип-хоп певец Элджей.

«Вряд ли такому молодому человеку, — заметил Бояков, — придёт в голову заботиться о могиле своего прадеда, а ведь уважение к памяти предков является важнейшим показателем связи поколений, отношения к традиции и сохранения культурного наследия».

Аудитория восприняла этот тезис с полным пониманием, встретив его аплодисментами.

Бояков рассказал также о некоторых эстетических особенностях современной культуры. В частности, о мультижанровости. Он отметил, что сегодня театр возвращается к идее мультижанровости на новом уровне. Соединение в одном произведении приёмов театра, музыки, танца, вокала, видео, трюка и других форм искусства – актуальный тренд, который уже заявлял себя в мировой культуре. Античный театр изначально был синкретическим. Затем последовало расщепление искусства на различные виды. Серебряный век породил волну инновационных проектов, в которых на новом уровне проявились синтетические жанры, объединяющие разные виды творчества. Яркий пример – Мистериум Александра Скрябина, задуманный им как синестетическая работа, для восприятия которой потребуется не только слух, но обоняние и осязание.

Практики Серебряного века – тот опытный материал, который Школа Нового театра намерена использовать при работе со студентами.

Наряду с общепринятыми формами обучения – лекциями, семинарами, занятиями по мастерству актёра, которые будут проходить в соответствии с государственной программой, утвержденной министерством образования, Школа Нового театра предложит своим студентам уникальные образовательные форматы, также отсылающие к эпохе Серебряного века, когда новую театральную систему выстраивали великие реформаторы К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко. Речь идёт о резиденциях, т. е. выездных летних школах, где репетиционный процесс соединится с общением с природой, возможностью сосредоточиться на творчестве и общении с учителями.
Безусловно, огромную роль в формировании будущих артистов, должна сыграть атмосфера исторической усадьбы, стены которой хранят память о великих деятелях русской культуры и просвещения.

Соединение Нового театра и его Школы на одной территории – не только слияние адресов. Это принципиальная интеграция студентов в жизнь Нового театра: с первых дней обучения молодые артисты, а вскоре к ним присоединятся режиссеры, продюсеры и театроведы, ощущают свою принадлежность к театру, участвуют в его проектах, общаются со старшими коллегами, выходят на сцену.
Бояков обозначил высокую планку тех задач, которые ставит перед собой Школа Нового театра: формирование у будущих артистов понимания театра как сакрального, мистического явления, главная цель которого – вовсе не лицедейство и не развлечение.

«Театр — это излучение, — сказал руководитель. — Матрица театра способна кодировать общество и задавать сценарии, определяющие другие формы общественного сознания».

Бояков вспомнил расхожую цитату Шекспира: мир – театр, люди в нем актёры. И прокомментировал:

«Чаще всего этот афоризм трактуют поверхностно, как мысль о том, что мы лицедействуем в жизни. Но смысл здесь совсем иной. И постичь его мы можем, вспомнив, что шекспировский театр назывался «Глобус». Метафора заключается в том, что игра актёров создает универсальный мир».

После такой ошеломляющей лекции на декана из зала посыпались вопросы. И отнюдь не прикладного характера. Студентов интересовали концептуальные вещи: проблемы отечественной культуры, особенности образования, понятие русского кода, миссия театра. Было очевидно, что Школа Нового театра, которая собирается воспитывать не просто профессионалов, владеющих актёрским ремеслом, но, прежде всего, широко образованных в гуманитарной области людей высокой культуры и моральных принципов, на сегодняшний день обладает студенческим контингентом, открытым для подобной амбициозной задачи. Аудитория будет расширяться: весной-летом этого года Школа Нового театра наберет новых учащихся и студентов, как в колледж, так и в вуз.

Сегодня учёба в усадьбе в полном разгаре – от истории философии до актерского мастерства, от культурологии до хореографии, от религиоведения до сценической речи – студентам интересно всё!

Единая многоступенчатая система театрального образования (аналог существует только в российской музыкальном обучении, не зря считающемся величайшим достоянием отечественной культуры) обеспечивает студентам возможность последовательного роста в рамках одного образовательного бренда — колледж, вуз, магистратура. Отныне она обрела идеальное пространство: Школа Нового театра и Новый театр объединились в общем доме.

Автор: ЕКАТЕРИНА КРЕТОВА