СМИ о нас

«Лубянский гример»

Новый театр Эдуард Бояков начал с манифеста, в котором обозначил своих трех китов: традиционализм, современный язык и новую актерскую антропологию. В открывшем театр спектакле «Лубянский гример» (имеющий отношение к «Тупейному художнику» Лескова, а не к «Сибирскому цирюльнику» Михалкова, как кому-то может показаться) первые два пункта подчеркнуты волнистой линией. «Идеалы традиционной семьи, русский культурный код, патриотизм и связь светской культуры с православием» вплетены в основную сюжетную канву. Основной конфликт вполне тривиальной истории построен на противостоянии безбожного крепостника (Эдуард Флеров) любящего театр, но странною любовью (в основном за полуголых актрис, уходящих после спектакля к нему на заклание) и гримера Аркадия (Кирилл Клименко), в душе свободного художника, продолжающего веровать, несмотря на графский запрет.

Идеологическую борьбу широкой спиной закрывает борьба за право обладать молодой придворной актрисой Аделиной (Дарья Дуженкова). Последняя выбирает любовь, побег и венчание. Эдуард Бояков, режиссер постановки, изрядно нагнетает обстановку множеством декоративных элементов. Происходящее во всех помещениях усадьбы Салтыковых-Чертковых действо будто впитывает в себя сохранившиеся элементы убранства в стиле рококо. Страсти кипят, любовь пламенится, а в окнах мертвые хоть и без кос, но стоят. Это жертвы кровавого барина и напоминание режиссера: где любовь, там и смерть, а где крепостной театр, там и порки, и битье батогами (попросту палками). Но о тирании больше говорят, чем показывают. Былое и думы захватывают бывшую крепостную актрису, впоследствии владелицу первого общедоступного театра (Евдокия Германова), она же бабушка основателя театральной династии (его играет экс-мхатовец Валентин Клементьев).

Выстроить в стройный ряд многослойный сюжет довольно сложно. Каждая сцена разворачивается в очередном помещении усадьбы, рассмотреть которые тоже надо успеть. Так просто сюда не попасть — памятник архитектуры закрыт для свободного посещения. Иммерсивность отвечает за второй постулат Боякова – современный язык. Можно, конечно, придраться, мол, он не первый, кто по особнякам зрителей водит, но согласитесь, этот прием вполне себе рабочий. Совместить поход в театр и возможность побродить по поместью в центре Москвы – мысль вполне для столичной публики привлекательная. Что касается актерской антропологии — здесь все намного сложнее. Если роль физической культуры в жизни актеров Нового театра еще как-то можно узреть глазами, то духовная практика остается за сценой.

Автор: АНТОНИНА ШЕВЧЕНКО