И, однако, в Москве возник новый театр. С уже складывающимся репертуаром. Сразу с масштабной программой (в постановочных планах десять позиций). С мощной группой поддерживающих спонсорских организаций, скорее даже меценатских. Театр в самом центре столицы. В одном из красивейших усадебных особняков – Доме Салтыковых-Чертковых, что на Мясницкой улице. Подчеркну: независимый театр. Ни к какому ведомству не приписанный.
Так и назван – азартно, озорно и вызывающе: «Новый театр». Еще до открытия основной площадки этот театр предъявил зрителям масштабную постановку (на сцене «Театра мюзикла») – «Бессмертный голос», по стихам фронтовых и современных поэтов. В планах постановка мольеровского «Скупого». Восстановление уже знакомого публике спектакля «Лавр» (по прозе Водолазкина), для этого в Москве ищутся подходящие площадки. А уже в середине ноября, 18-го числа, театр покажет премьеру на своей основной сцене – «Лубянский гример» (по «Тупейному художнику» Н. Лескова). Но обо всем этом чуть дальше. А сейчас немного подробнее о «Новом театре» и о том, что было рассказано о его программе и планах на предварившей его открытие пресс-конференции, прошедшей в сентябре.
«Новый театр» – это новый проект известного продюсера и режиссера Эдуарда Владиславовича Боякова. К осуществлению этого замысла он подступил сразу после того, как был прекращен его контракт со МХАТом им. А. М. Горького. На счету Эдуарда Боякова немало театров, сценических программ, фестивалей. Яркие события в сценической жизни столицы и страны! Хотя подчас радикально-дразнящие и спорные. Независимый (негосударственный) «Новый театр» – одно из самых масштабных таких начинаний. С многопрофильной программой, которая включит в себя не только постановку и прокат спектаклей.
В Попечительский совет «Нового театра» вошли Игорь Кудряшкин (председатель) – коммерческий директор Уральской горно-металлургической компании (УГМК); Андрей Козицын – генеральный директор УГМК; Вадим Лобов – президент корпорации «Синергия»; Константин Бабкин – председатель Московского экономического форума; Екатерина Сиркен – директор фонда Института Культурной Политики.
О том, каким будет «Новый театр» рассказал на пресс-конференции его организатор и художественный руководитель Эдуард Бояков. Этот театр будет опираться на традиции – традиции русского театра, русских театральных мастеров. И на верность философии традиционализма, на связь с русским логосом, с православными традициями. Но верность традициям, в том числе традициям русского авангарда, сказал Бояков, не предполагает увлечения «реконструкцией». «Новый театр» будет включен в поиски современного искусства, будет обращаться к молодым, учиться у них мышлению, чувствам, формам; словом, речь об антропологии, о новых людях. Эдуард Бояков добавил: «Прекрасное определение нашему «Новому театру» дала Екатерина Кретова, руководитель отдела по связям с общественностью - вера в Бога, вера в Родину, вера в русскую армию, вера в Традицию, вера в современную русскую культуру».
По словам Боякова, «Новый театр» – это не только поиск нового языка, но и поиск новых, самых неожиданных, локаций (хотя и от обычного театра с порталом этот проект не откажется). Спектакли будут показываться на разных сценических площадках и на гастролях. В рамках работы «Нового театра» развернутся различные программы – просветительские, образовательные, клубные. Будут проходить танцевальные вечера. Лекции. Фестивали. Откроется магазин книг.
Игорь Кудряшкин, коммерческий директор УГМК, в своем выступлении отметил: «Новый театр» открылся в день перенесения мощей Святого Благоверного князя Александра Невского. Мы, УГМК, восстановили много церквей. И продолжим это дело. Без православия пути развития у России нет. К этому должно привыкать. А. В. Пыжиков, русский историк… его не стало в 2019 году... говорил о том, что исторической науке нужно посмотреть на развитие России не с точки зрения марксизма, а вскрывая роль православия. Так что мы полностью поддерживаем проект «Нового театра».
А вот слова Вадима Лобова, президента корпорации "Синергия": «Эдуард Бояков открыл мне глаза. Театр лаборатория смыслов. Мы от прежних парадигм идем к новым. И будем транслировать их со сцены в зал. Делаем шаг к созданию новой институции. Метатеатра. Новому начинанию требуются новые талантливые кадры. Люди с горящими глазами. Мы начали во МХАТе. Теперь продолжим образование, подготовку этих людей». Итак, при «Новом театре», при поддержке корпорации «Синергия», создается театральная школа, опирающаяся на новые мотивации педагогов и студентов – в колледже, в бакалавриате и в магистратуре.
Как уже выше сказано, открытие свое «Новый театр» ознаменовал показом спектакля «Бессмертный голос», сыгранного на сцене «Театра мюзикла», в центре столицы, в бывшем кинотеатре «Пушкинский». Постановка создана при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Режиссеры – Эдуард Бояков и Валентин Клементьев. В основе действа – великая и проникновенная военная поэзия поэтов-фронтовиков Арсения Тарковского, Иона Дегена, Ольги Берггольц, Александра Твардовского. Но звучали и стихи современных поэтов. Масштабная сценическая композиция включила в себя и видеоряд – фотографии и фрагменты военных киносъемок на экране и полифонию световой партитуры с использованием самых современных сценических технологий. Стихи звучали в исполнении Леонида Якубовича, Евдокии Германовой, Наталии Муршудовой. Свои стихи читал Влад Маленко. А стихи Игоря Караулова – Эдуард Бояков. Завершала постановку композиция по «Василию Теркину» А. Твардовского в исполнении Валентина Клементьева, Сергея Габриэляна, Павла Устинова, Павла Приемышева, Владимира Невгоденко. Неотъемлемой линией спектакля стало участие прекрасных музыкантов группы «Джанго» во главе с Алексеем Поддубным.
А теперь о грядущей премьере 18 ноября – постановке «Лубянский гример» по мотивам рассказа Николая Лескова «Тупейный художник». Постановка будет сыграна на основной сцене «Нового театра», усадьбе Салтыковых-Чертковых. Точнее, спектакль будет вписан в само пространство этого памятника архитектуры. Несколько слов о самой усадьбе. Это красивейшее бело-голубое здание сложнейшей архитектуры с великолепным внешним декором и с не менее великолепным внутренним убранством, построил архитектор С. Карин для генерал-майора С.Н. Салтыкова. Усадьба возведена на том месте, где были владения князя Алексея Долгорукого. Но широкую известность усадьбе пришла при следующем владельце. Им стал московский губернский предводитель полковник Чертков. Он вселился в дом на Мясницкой в 1831 году. Он знал несколько языков. Круг его интересов был широчайший: он увлекался археологией и нумизматикой, собирал книги. Монеты, рукописи, грамоты, карты, портреты – все, что могло относиться к российской истории, было предметом собирательства Черткова.
Собранная им библиотека включала 20 000 томов. Коллекции его разместились в доме на Мясницкой. И эта усадьба стала знаменитым культурным центром. Здесь частыми гостями были Гоголь, Пушкин, Жуковский. В библиотеке Черткова Лев Толстой подбирал материалы для книги «Война и мир». И здесь же занимался самообразованием К.Э. Циолковский.
И вот усадьба Салтыковых-Чертковых откроет свои двери для зрителей грядущей премьеры «Нового театра» – иммерсивного спектакля «Лубянский гример». Спектакль перенесет зрителей в атмосферу русского крепостного театра начала XIX столетия. В уникальных интерьерах старинного дворянского особняка одновременно развернутся два сюжета.
Один – о трагической любви, верности, страданиях и подвиге талантливого художника и его возлюбленной, крепостной актрисы; другой – история рождения русского профессионального театра, рассказанная как бы от лица тех, кто его создавал. Сначала четыре группы зрителей по 50 человек пройдут по анфиладам и залам полного тайн Дома Черткова, каждая своим путем, чтобы по-своему увидеть и понять сюжетную линию спектакля. А затем разместятся в зале на 200 мест… Вот кто создает эту постановку: авторы пьесы Эдуард Бояков и Алексей Зензинов; режиссеры Эдуард Бояков, Валентин Клементьев, Рената Сотириади; художник Алиса Меликова; художник по костюмам Елена Ярочкина. Спектакль планируется играть каждый день!
Валерий Бегунов, театральный критик